vinxru - Нереальная история #4 - Детально о ДВК и БК
Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
vinxru

Нереальная история #4 - Детально о ДВК и БК

Давным-давно в Зеленограде жил был "НПО Научный центр", в его состав входил "НИИ Точной Технологии", а ему принадлежал завод Ангстрем. "НИИ Точной Технологии" был советским Интелом, а Зеленоград был аналогом силиконовой долины в СССР. После развала СССР "НПО Научный центр" превратился в Ситроникс, а "НИИ Точной Технологии" взяло название Ангстрем. Это что бы вы представляли, откуда растут ноги.

Еще Ангстрем - это единица измерения длины в 10 раз меньшая нанометра. Так что работники Ангстрема смотрят на все эти нано-технологии с ухмылкой.

НИИ ТТ мог разрабатывать для собственных компьютеров специализированные микросхемы. Все остальные собирали компьютеры из примитивных микросхем. Из того, что оказалось не нужно оборонке. Ко всему этому, компьютеры Ангстрема поставлялись в школы и институты. Положения лучше не придумаешь.

ДВК (1982)



Вкратце вспомним компьютер ДВК, раз о нем уже говорили

ДВК - это сокращение от Диалоговый Вычислительный Комплекс, по паспорту еще имел название "Электроника НМС 01100.1". В массивном металлическом корпусе была установлена плата с отечественным процессором КР1801ВМ1 и 64 килобайт ОЗУ. ПЗУ обычно содержало загрузчик с дисковода. А если не было дисковода, то ставилось ПЗУ с каким нибудь языком программирования.

Привычного нам видеоадаптера на плате компьютера не было, а вместо монитора использовался терминал. В отличии от монитора, в внутри терминала стоял еще один простенький компьютер со своей программой, процессором (многокристальным), оперативной памятью и видеоадаптером. Когда центральному процессору требовалось что то написать на экране, он через последовательный порт посылал сообщение терминалу, а уже тот вносил изменения в свою видеопамять.

На фото ДВК-2. Сам компьютер сверху. Блок снизу является неотемлимой частью терминала, в нем находятся платы терминала.

Плюсы в этом подходе есть. К компьютеру можно подключить хоть 10 терминалов. А так же подключаться терминалом через обычный модем с другой стороны планеты.

Терминал мог показывать только зеленый текст. Никаких цветов и никакой графики. И это не самый худший вариант! до этого в качестве монитора могли поставить принтер.

Позже платы терминала переместились в системный блок компьютера, но принципиально ничего не изменилось. На платах КСД и КСМ стоял процессор КР580ВМ80 (в дополнение к основному процессору ВМ1, ВМ2 или ВМ3)

Остальные опции в виде плат расширения добавлялось по необходимости. Например платы КНГМД (контроллер дисководов) или КЦГД (контроллер цветного графического дисплея). Последний поддерживал цветное разрешение 800×480.

ДВК выпускался до развала СССР. И со временем получил новые процессоры ВМ2 и ВМ3, мегабайт памяти, жесткие диски и всякие расширения. Версии компьютера назывались: ДВК-2, 2М, 3, 3М, 3М2, 4, 4М, 4С. Причем последний назывался уже не ДВК-4С, а Квант-4С.

Компьютер этот был очень дорогим, комплект с парой дисководов стоил ~16000 руб. И никаких шансов стать домашним у него не было. Но в школы он попал, первый школьный класс был собран полностью на ДВК, а позже ДВК выполнял роль сервера для класса БК-шек.

БК0010 (1985)




(Опытные партии БК-шек выпускались на 2-3 года раньше указанной даты. Многие утверждают, что БК0010 83 года и БК0011 86 года существовали. Фото последнего ниже в комментариях.)

У инженеров было много времени, что бы подумать над компьютером. И получилось не плохо.

Во первых, дизайн. Чёрные косые грани корпуса выглядят как самолет-невидимка. Корпус небольшой, легкий и жесткий. Клавиатура прямо тебе в лицо говорит, это тебе не печатная машинка!

Честно говоря клавиатура не удобная, но зато дешевая и ремонторпригодная. В ней применялись самые распространенные тактовые кнопки, которые и сейчас купить не проблема. Их единственный минус - очень маленький ход. Над этой кнопкой находится нормальная, полноразмерная клавиша. А на клавишах лежит распечатка с названиями. Они конечно могли нанести названия на клавиши, но стертые пальцами надписи на клавишах в домашних условиях не восстановишь. А изготовить новую распечатку (и ламинировать) сейчас вообще проблем не составляет.

Справа под крышкой спрятана панелька для микросхем ПЗУ. Штука не нужная и даже опасная, в школах хватает идиотов. Под крышкой так же спрятан переключатель сброс. Не кнопка, а переключатель с двумя положениями! Что бы перезагрузить компьютер, надо снять крышку и дернуть вправо-влево малюсенький переключатель. Я это не могу понять. Проще выключить и включить блок питания, который кстати был внешним.

В компьютере использовался процессор КР1801ВМ1, как и в ДВК. Но запускать операционные системы и программы от ДВК он не мог. Мало памяти, но память можно нарастить. Нерешаемой проблемой была видеопамять расположенная по середине адресного пространства (по адресам 4000h-7FFFh). Операционная система RTOS (стандартная для PDP-11) и её программы требовали непрерывного адресного пространства от начала памяти.

Ошибка очень частая, на компьютере ZX Spectrum была та же проблема с адресным пространством, не позволяющая запускать операционную систему CP/M.

В компьютере было 32 Килобайта ОЗУ из которых половина использовалась под видеопамять. То есть программам оставалось лишь 16 Килобайт. Работать можно, но все таки памяти мало.

Видеоадаптер поддерживал два режима 512x256 2 цвета, 256x256 4 цвета.

4 цвета это не плохо, если бы можно было выбирать любые 4 цвета из палитры. Но палитру не добавили. У компьютера было 4 фиксированных цвета: черный, красный, синий, зеленый. Но такое было сплошь и рядом. IBM PC с CGA адаптером тоже имел две ужасные фиксированные палитры.

В нормальном компьютере программа сама переключает режим видеоадаптера. Если программе нужен 512x256, то она включит его. Если 256x256, то включит его. БК0010 же имеет два разъема на задней стенке, один для разрешения 512x256, второй для 256x256. И если программа написана для 512x256, а разъем будет включен в 256x256, то вы увидите цветную кашу. Если же программа написана для 256x256 4 цвета, а разъем будет включен в 512, то цветное изображение будет представлено штриховкой. При этом цвета 1 и 2 будут неразличимы.

Ситуацию усложняет то, что провода надо было паять самому (со стороны компьютера должно быть два разъема). Только для этого надо было уметь паять, поэтому большинство забивало и работало так. Смотрите скриншот справа.

Для быстрой прокрутки текста (на экране) инженеры сделали аппаратный вертикальный скролл. Т.е. компьютер может сдвинуть весь экран вверх/вниз за одну команду процессора. Вот это настоящий подарок игроделам. Еще бы горизонтальный скролл был бы, было бы вообще здорово.

Но игроделам был и еще один подарок. :) БК0010 не мог обрабатывать несколько одновременно нажатых клавиш.

Игр для БК было выпущено и перенесено много. И это при том, что для переноса игры приходилось весь код полностью переписывать.

В школах компьютеры объединялись в сеть, где в качестве центрального компьютера использовался компьютер ДВК. В ДВК устанавливались две шестипортовые сетевые платы (правильнее называть "контроллер телеграфных каналов"). И от каждой БК-шки к ДВК шел провод. Весьма расточительно.

Фокал



ПЗУ компьютера БК0010 содержало язык программирования Фокал. Т.е. сразу после включения питания вы могли приступить к программированию на Фокале. Хотя вся страна учила Бейсик.

Фокал был стандартным языком для PDP компьютеров. Он был очень простым и маленьким, что позволяло ему работать на самых первых компьютерах. Расшифровывается этот язык как FORmula CALculator, что собственно говорит о его возможностях. С точки зрения программиста Фокал очень похож на Бейсик, но там нет строковых переменных, графических функций и других полезных вещей. В БК-шном Фокале всего 26 команд и 20 функций.

Давайте я вкратце расскажу о нём. Если не я, то и не узнаете никогда:

Каждая строка программы на Фокале имеет дробный номер, например "1.10", "1.20", "5.15". Если вы введете 1.1, то это будет обозначать 1.10. Команды можно сокращать до одной буквы, при этом все команды Фокала начинаются с разных букв. А простейшая программа на Фокале выглядит так:

1.10 ASK "Введите число ", XВывод текста "Введите число " и ввод с клавиатуры числа в переменную X
1.20 SET Y = X * 2 - 6Этой командой мы вычислим выражение и записываем его в Y
1.30 IF(Y-10) 1.10, 1.80, 1.40Этой командой мы вычислим значение выражения Y-10, и если оно меньше нуля, то перейдем на строку 1.10. Если равно нулю, то на строку 1.80. Если больше нуля, то на строку 1.40
1.40 TYPE "Результат ", YВывод текста "Результат " и значения переменной Y
WRITEВывод программы на экран
GOЗапуск программы


Вот собственно и всё. На фокале было написано несколько игр, некоторые даже стали культовыми. Например "Королевство Эйфория".

БК0010.01 (1987)



Компьютеры БК0010 поставлялись в школы и у школ были претензии, которые поправили в следующей модели:

0) Эта претензия была от самих производителей. В названии было слишком мало нулей и единиц, поэтому компьютер получил имя БК0010.01. Если вы думаете, что я шучу, посмотрите на второе название ДВК - "Электроника НМС 01100.1". Любовь к нулям и единичкам прослеживается во многих компьютерах НИИ ТТ.

1) Поставили с виду нормальную клавиатуру, но она не помещалась в старый корпус. Новый корпус делать не стали, а добавили к прошлому 4 планки увеличивающие его высоту.

Раньше корпус состоял их 2-х деталей, а теперь из шести. Больше деталей выпускать, сложнее собирать. И у вандалов появилась возможность разобрать компьютер не выкручивая запломбированных болтов. Стоит только вытащить планки и верхнюю часть корпуса можно отвернуть.

Нельзя сказать, что новая клавиатура плохо работала и на кнопки приходилось давить изо всей силы. Наоборот, клавиатура работала слишком хорошо. Если плавно нажать на кнопку до конца, то компьютер напечатает 3-5 символов. Поэтому у пользователей БК вырабатывался особый способ печати, резкими и легкими касаниями кнопок.

2) Поставили Бейсик. Но и в Бейсике были странности. Обычно Бейсик представляет собой интерпретатор. Здесь же сделали компилятор в шитый код. Суть в том, что программа работает быстрее, но ОЗУ тратится больше. А ОЗУ то было всего 16 Килобайт. Весьма странное решение.

В верхнем левому углу появилась загадочная надпись "CAGLRCCC.R". И вы не догадаетесь что это, если вам никто не скажет. Это подсказка вам, что горячие клавиши AP2+1 .. AР2+0 выводят слова: COLOR, AUTO, GOTO, LIST, RUN, COLOR 1,0, CLOAD, CONT, ., RUN.

Но и возможность работы на Фокале сохранили. Фокал был выпущен на картридже подключаемом к разъему расширения. Ерунда, но для этого им пришлось сделать возможность отключения внутреннего ПЗУ. А вот это уже было круто, это позволило увеличить оперативную память компьютера.

БК0011 (1989)



БК0011 вышел в 1989 году. К этому времени достать микросхемы памяти на 16 Килобит стало сложнее, чем на 64 Килобита. Еще возросли требования к объему памяти школьных компьютеров. Поэтому новый компьютер получил 128 Килобайт памяти вместо 32 Кб. Ранее пользователю было доступно лишь 16 Кб, остальное занимала видеопамять, а теперь стало доступно 112 Кб. Разница в 7 раз, это ощутимо.

Еще в комплекте с каждым БК0011 шел контроллер дисковода. Но это касается только домашних версий. В школы поставлялся лишь один контроллер дисководов на класс из 13 компьютеров.

Процессор остался тот же, но его частоту подняли с 3 до 4 Мгц. Хотя еще в 1982 году был разработан процессор ВМ2, работающий на частотах до 10 МГц и поддерживающий команды умножения и деления.

Процессор ВМ1 мог адресовать лишь 64 Килобайта памяти, поэтому память была разбита на страницы. Выбор активной страницы сделали в неиспользуемых битах порта управления звуком. А что бы старые программы случайно не переключили страницу памяти, работая со звуком, этот порт целиком заблокировали для старых программ. Ну и звука в старых программах не стало.

Можно было бы предположить, что инженеры во время тестов просто не заметили, что старые программы работают без звука. Но они и не тестировали компьютер на совместимость. Не заметить, что большинство старых программ вообще не запускаются на новом ПЗУ нельзя. И если кто то до этого думал, что новый процессор не поставили, что бы не потерять совместимость со старыми программами, то знайте - им просто было лень.

Звук, а так же другие ошибки поправили в версии компьютера БК0011М (1990). Да фото БК0011М. И да! Красивее дисковода я не видел. Он не просто красивый, он идеально сочетается с БК-шкой.

Все ждали новый видеорежим, хотелось 8 или 16 цветов. 256x256 4 цвета для 1990 года - это не серьёзно. Но на задней стенке компьютера не было места под третий разъем для нового видеорежима, а по другому они делать не умеют.

Но зато была добавлена палитра, то есть возможность выбирать 16 альтернативных наборов цветов. Давайте перечислим эти варианты:

Палитра:012345678 9101112131415
Цвет 0:                   
Цвет 1:                 
Цвет 2:                 
Цвет 3:                 


(У реального компьютера из за погрешностей деталей три одинаковых цвета могут выглядеть по разному. И судя по (неразборчивой) схеме у красной компоненты цвета 4 градации (2 бита). То есть красные цвета могут быть разными. Ну а остальные цвета по одному биту.)

Взгляните на палитры 5,6,7,8 они содержат идентичные цвета. Зачем? Палитры 9,10 одинаковые. Зачем? И вы не найдете палитры в которой были бы синий и белый цвета. А это сочетание первое приходит на ум, когда собираешься писать Norton Commander. Я не могу придумать причины, по которой составили такую палитру. Даже если бы автору было абсолютно фиолетово. Даже если выбрать цвета случайным образом, бросая кубик, то результат будет лучше.

Разве что, на заводе перепутали прошивки. Прошили ПЗУ палитр прошивкой для микропроцессора. Может быть...

Но компьютер всё равно был хорошим. По сути это БК0010 с расширенной памятью и палитрой. Это то, что следовало сделать еще в самой первой модели.

БК-0011M-01 (2013)



Ностальгирующие радиолюбители с форума pk-fpga.ru выпустили еще одну версию компьютера, точнее платы.

Был добавлен музыкальный сопроцессор AY-3-8910, так же использовавшийся в поздних ZX Spectrum. Добавлена возможность разгона процессора до 6 МГц. И 16 микросхем памяти заменены на одну современную, объем доступной компьютеру памяти при этом не изменился.

Помню, как школьником смотрел на БК в магазине и завидовал. У кого-то же он есть!
Родители мое хотение компьютера интерпретировали по своему: купили калькулятор МК-61

В нашем городе открылся компьютерный кружок, где все за деньги могли поиграть на БК0010. Не знаю, как их за это не расстреляли :) Мне было всего 4 года и я очень-очень хотел туда сходить. Ну и меня сводили :)

Я чуть чуть поиграл в Navvy и Land. И эти игры навсегда впечатались мне в память :) Land был сложным, а Navvy мне понравился.







Edited at 2014-02-07 10:26 am (UTC)

У нас в городе было нечто похожее, только, кажется, позже, и не на БК, а на Спектруме. Играл в Freddy Hardest, School Daze и еще в какую-то игру, где тетка бичом пауков лупасила.

А у меня спектрумовский Saboteur 1 и 2 оставил тогда неизгладимые впечатления! Тоже компьютерный клуб (что то типа 3 руб.ссср за час - год 90 или 91)

..и еще Karateka!

Re: =)

(Anonymous)

2014-02-07 01:20 pm (UTC)

Да... Saboteur... Помню я тогда, ещё пацаненком, удивлялся - как такое огромное количество экранов с кучей графики смогло туда влезть...

Я впервые БК0010 увидел в компьютерном клубе, где он оказался в довольно пестрой компашке из двух Atari, нескольких Спектрумов и даже одного Поиска. Как сейчас могу припомнить, на БК0010 всегда крутились три игрушки - то самое "Королевство Эйфория", легендарный "Клад" и "Десантник". Из последнего 90% времени крутили первую часть, полет на вертолете. Дикого ажиотажа БК0010 у юных джентльменов не вызывала, поэтому иногда на ней можно было поиграть по льготному тарифу: оплачиваешь пять минут игры, а играешь до посинения. Однажды я таким образом налетался на вертолете до такого состояния, что когда вертолет в очередной раз сбили, то я молча вскочил и убежал прочь из зала. Поединок с жаждой халявы был мной бесславно проигран... :))))))

Насчёт дисководов... Вполне вероятно, что люди перепаивали их под Spectrum-ы. Иначе откуда их было доставать? А тут качественный дисковод, но вот сам БК не так хорош по обилию и разнообразию софта, так почему бы не перескочить на более распространенный и действительно народный компьютер? В доказательство этого могу привести один занятный факт: как-то я просматривал старые образы дискет, скачанные из интернета, так на некоторых из них была документация по архитектуре Spectrum-а и разные учебные пособия по программированию для этого компьютера. Очевидно их владелец в какой-то момент решил посвятить себя изучению Spectrum-а, потому что увидел в нём больше перспектив. В любом случае, это всего лишь предположения, но всё же доля правды в этом всём однозначно есть.

Сами дисководы понятно куда ушли. Но контроллеры у БК и Спектрума сделаны на абсолютно разных несовместимых микросхемах. Не имело смысла распаивать контроллер дисковода БК-шки.

Это вот такая коробочка



Edited at 2014-02-07 11:32 am (UTC)

Ой, когда это было!!
Фокал помню и "плёночную" клавиатуру - тоже. Мониторы были телевизорами, причём чёрнобелыми.
Чудесная графика в фокале - переключился в "граф" и дальше стрелками - как бейсиковский draw почти.
Игры были - xonix, клад.
На учительском месте - ДВК. Там игры были попроще по графике, но иногда очень причудливы по смыслу.
Одна битва с шестижопыми кусаками (sic!) чего стоит - "плюх из сектора **** - осталось".

Да, переводчики прикололись :)

Вообще в те годы часто простота графики компенсировалась крепким словом.

На фото за БК - супруга тестирует "цветные линии" Вашего производства?

Неа. Цветных линий на БК выпустили наверное штук десять разных, поэтому я даже не пытался их писать.

Я для БК пару компиляторов и сапер сделал
http://r-games.net/31554-saper.html

Его даже кто то запускал


Edited at 2014-02-07 11:48 am (UTC)

Статья замечательная, прочитал с интересом :) Вспомнил школьные годы и наш КУВТ-86, правда у нас не было информатики как таковой до 10 - 11 классов (правда основательно поработать на БК так и не получилось, т.к. после 9го я свалил в лицей, а там был уже КУВТ УКНЦ), но зато до 5 класса были факультативные около ИТшные занятия (сейчас уже и не помню как назывались точно), на них нас иногда водили в компьютерный класс там мы набивали с доски на экран что-то очень простенькое на бейсике ("Привет, меня зовут компьютер..."), а оставшееся время играли. Конечно, у меня тогда уже был Спектрум, но всё равно было интересно, была какая-то особая атмосфера в этом :))
З.Ы.: Кстати, мне стоит озаботиться своим зрением, или час тому назад, когда я заметил эту статью во френдленте, ДВК был более цветной и с блоком питания?? :))))

Edited at 2014-02-07 12:21 pm (UTC)

Я ДВК-2 решил на ДВК-1 поменять, а то помидорами забросают.

Аааа! Позор мне, я не узнал ДВК-2, а ведь он у меня есть, правда без монитора (чувствую с ним придётся повозиться)...
Видимо быть нам закиданными помидорами вместе :))))

Лови помидоры - это не ДВК-1.

Дай фото ДВК-1 :)

Я статью просто корректирую все время. Дополнил текст про терминал, критикуй.


"На фото ДВК-2. Сам компьютер снизу. Блок сверху является неотемлимой частью терминала, в нем находятся платы терминала."

АААА!!! Аффтар убейся!!!

Комп. на фото, которая сейчас там СВЕРХУ!!! С пультом из трех переключателей!

Блок терминала СНИЗУ - там только кнопка СЕТЬ.

Зачем писать о том, о чем не имеешь понятия?


PS:Фото ДВК-1 давал выше, но ЖЖ его "заспамил".


Edited at 2014-02-09 09:31 am (UTC)

> АААА!!! Аффтар убейся!!! Комп. на фото, которая сейчас там СВЕРХУ!!! С пультом из трех переключателей!

Аффтар просто торопился и очепятался маленько.

> Зачем писать о том, о чем не имеешь понятия?

Пишу специально для того, что бы ты меня поправил. Потом будет видео по этим текстам и там уже не поправишь. И аудитория на Ютубе в 1000 раз больше, чем тут. (Статистика млин).

Надо упомянуть, для полноты картины. А вообще речь о домашних компах.

ностальжи.... бейсик, вильнюс БК. спасибо Нине Михайловне, что не выгоняла с занятий =)

особым западлом было выдернуть из порта "сетевую карту" и положить ее на стол. набиваешь код, а сохранить фиг. воткнуть карту - повиснет. ыы!

Сплошные несовместимости всего со всем.
Ну неужели нельзя было сделать что-то одно, но по-человечески? Эх...

Совместимость пришла с IBM PC. Золотое было время. А сейчас Windows - Windows RT - UNIX - MacOS - iOS - Android - XBOX - PS/2 как минимум. И совместимости нет даже в одной линейке систем. А систем будет еще больше, по моему всем пофиг на совместимость.

Ну я вот о чем: "так, мы сдираем архитектуру у PDP-11. Но давайте сделаем так, чтобы оригинальные проги от PDP-11 не запускались. Правильно, нафига нам десятки и сотни названий уже существующего софта, пусть сами пишут и радуются, что хоть это есть."

Да. Причем с Агатом так же было. Я в прошлой статье писал.

Я считаю, что наше правительство должно было сделать стандарт советских компьютеров. Что бы все программы были переносимы. А еще лучше, копировать только IBM PC. Там обратная совместимость - лучше не бывает.

Ой, спасибо. Мой детский компьютер.

Кстати, графика какая-то в Фокале была. Точки и линии точно были. И тот Фокал, что в ПЗУ-шке заводской, помнится, был не DEC-овским, это был чей-то самопальный курсовик в МИЭТ-е.

Edited at 2014-02-07 07:36 pm (UTC)

>БК0010 (1983)
Интересно, если так дальше пойдет, то в паспорте людей в графе "дата рождения" будут писать уже не день, когда человек появился на свет, а день когда его зачали или день когда у его папы при взгляде на женский пол первый раз возникла эрекция?

Я неоднократно слышал, последний раз буквально несколько дней назад в комментариях, что в 1983 году компьютер уже выпускался и продавался своим людям.

Вот последний: "В 80-83-м(точно не помню) на выставке ВДНХ лежала БК-0010, деньги у меня на неё были, но не продавали. Брала злость"


Edited at 2014-02-07 10:20 pm (UTC)

Да-да-да. И микропроцессор мы выпустили первые в мире, просто продавали только своим.
Уже 100500 раз обсудили когда появился процессор, на котором БК собрана и когда сама БК стала выпускаться.

Ты же читал моё мнение в #1:

Тогда же в 1979 в Зеленограде, в НИИ ТТ, который сейчас называется Ангстрем, инженеры выпустили первую партию 16 битных микроконтроллеров. И на основе этого микроконтроллера, без указа сверху, разработали компьютер Электроника НЦ-8010.

Этот микроконтроллер считается (нами) первым в мире 16 битным микроконтроллером. Но и американцы не спали, и в 79 выпустили первый 32-х битный процессор Motorola 68000. Но любой радиолюбитель поймет, что микроконтроллер полезнее. А биты решающего значения не имеют. 8, 16, 32, 64 бит - это касается лишь программистов на ассемблере.

...

Где то в 1982 году у НИИ ТТ сменяется руководство и новое руководство закрывает все проекты по отечественным компьютерам и ставит задачу - сделать советский PDP-11, только лучше. "Вяяя, у американцев PDP-11, я хочу такой же!!!" - сказало начальство. Тот самый 16-битный микроконтроллер перекроили, выкинули из него ОЗУ, ПЗУ, заменили микрокод и получили процессор совместимый с системой команд PDP-11.

"Внутри бронированного монитора, который правильнее называть терминалом, стоял еще один простенький компьютер."

Чего за бред?

"БК0010 же имеет два разъема на задней стенке, один для разрешения 512x256, второй для 256x256"

Не было там двух разъемов изначально. В большинстве случаев - это колхоз.

БК0010-01 вышла в 1987 году. У меня даже есть с печатью "ОПЫТНЫЙ", без Фокала.

На фото не БК0011.

> Чего за бред?

Посмотри схему фрязинского терминала 15ИЭ-00-013, это процессор на рассыпухе + программа к нему. Да и потом, когда видеоплата переехала в корпус компьютера, принципиально ничего не изменилось. На платах КСД и КСМ стоял процессор КР580ВМ80

> Не было там двух разъемов изначально. В большинстве случаев - это колхоз.

Покажи мне печатную плату, где вообще нет цветной части. Т.е. мест для впаивания разъема и деталей.
Вот например http://s017.radikal.ru/i442/1207/96/c27a3df000cf.jpg, тут место есть.

> На фото не БК0011.

БК0011М



В терминале-то - да, но "Внутри бронированного _монитора_".
В мониторе пусто. Две аналоговые платы и кинескоп!

А вот потом, уже как раз корзина переехала в корпус монитора, но он был уже пластмассовым моноблоком.

>> Не было там двух _разъемов_ изначально. В большинстве случаев - это колхоз.
>Покажи мне печатную плату, где вообще нет цветной части. Т.е. мест для >впаивания разъема и деталей.

Места были. Разъемов не было.

Я эту мысль и хотел донести. Попробую переписать предложение.

> Места были. Разъемов не было.

ИМХО ради экономии не впаивали. В школах все равно ч/б мониторы стоять будут.

Места были. Разъемы были. У самого было 2 БК-шки + у приятелей. У всех всё было, без колхоза.

На счёт ДВК не могу точно сказать, но подозреваю, что были комплекты как с просто аналоговым моником, так и с терминальным.

>Места были. Разъемы были. У самого было 2 БК-шки + у приятелей. У >всех всё было, без колхоза.

Вот прямо в пленочных БК0010 с Фокалом были разъемы?
У меня во всех пленочных даже отверстия на задей стенке под RGB разъем нет.

>На счёт ДВК не могу точно сказать, но подозреваю, что были комплекты
>как с просто аналоговым моником, так и с терминальным.

Были конечно (ДВК-3М2). Но чел утверждает, что процессор терминала стоит в _мониторе_!!! Однако в терминале 15ИЭ-00-013 про который идет речь процессор терминала находится в блоке под монитором.
Так же на фотке с ДВК - изображена ни разу не ДВК, а тот самый терминал 15ИЭ-00-013.

Как бы то ни было, но благодаря ч/б графическому режиму программировать на БК-0010/11 было гораздо приятней, чем на Спектрумах, да и архитектура процессора была получше, разве что только для игр цветной видеорежим подкачал, много памяти съедал, а цветов с гулькин нос, даже палитры БК-0011М не особо спасали.

В БК-0011М насколько помню, было два видеобуфера, можно было не торопясь выводить графику в скрытый, а потом раз, и быстро переключиться на него, благодаря этому можно было делать более плавную графику, где спрайт перемещался целиком, а не со шлейфом из отстающих пикселей.

Хронологию действительно стоит подправить. БК-0010 серийное производство (формально, хотя правильно называть мелкосерийное) - 85-й год. БК-0010-01 пошел в серию в 1987-м. Это факт.

Ок. Но БК0010 я и 83-ий оставлю.

Очень много людей говорило о 83-ем годе. Но и компьютера с шильдиком 83 год я не видел. Вопрос подвешенный.

Edited at 2014-02-09 09:02 am (UTC)

Тогда БК0011 поправть на 1986 год. Пруф:

http://forum.pk-fpga.ru/viewtopic.php?f=51&t=5459


PS: Я там тебе много написал, в т.ч. с фото ДВК-1, но ЖЖ "заспамил".

Хех... что то не получается последовательного прогресс тогда

Все получается.
Просто определись как ставить года: либо начало разработки и опытные партии, либо начало продаж.
БК0011 начали разрабатывать ИМХО одновременно с БК0010-01, но поскольку разработка БК0010-01 заключалась в поднятии корпуса, замены клавиатуры, допайка цвета, ПЗУ Бейсика вместо Фокала и МСТД, то в 1987 году вышла опытная партия БК0010-01 в продажу, в которой была плата от БК0010. А БК0011 допиливали еще 2 года.
Потом вроде как была партия с вручную разрезанной дорожкой к ПЗУ, впаянным резюком и Фокалом в МСТД.
При этом клавиатура была полностью серой, кроме клавиши СТОП.
А в 1988 уже пошли привычные нам БК-шки с черно-белой клавой.

Т.е. либо везде пиши год начала разработки:
БК0010 1983
БК0010-01 1986
БК0011 1986
БК0011М 1990(?)

Либо начало продаж:
БК0010 1985
БК0010-01 1987
БК0011 1989
БК0011М 1990


Что касается "куда делись КНГМД от БК0011" - все просто.
После КУВТ-86, сделали КУВТ на БК0011, где была 1 БК0011 с КРМП и 12 БК0011 без.

Тогда БК0011 поправь на 1986 год.

PS: Я там тебе много написал, в т.ч. с фото ДВК-1, но ЖЖ "заспамил".

Edited at 2014-02-09 09:44 am (UTC)